Международная уголовная ответственность за военные преступления. Лобанов, Сергей Александрович

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ (ЧАСТЬ АВТОРЕФЕРАТА)на тему «Международная уголовная ответственность за военные преступления»

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Острой проблемой современности являются вооруженные конфликты, в ходе которых совершаются многочисленные серьезные нарушения норм международного гуманитарного права (военные преступления), вследствие чего происходит массовая гибель гражданского населения и военнослужащих, растет число беженцев и перемещенных лиц, грубо ущемляются права человека, усиливается напряженность в обществе. Государства озабочены состоянием борьбы с военными преступлениями, что находит своё подтверждение в мерах правового характера, принимаемых ими на международном и внутригосударственном уровнях, связанных с проведением концепции военных преступлений как преступлений против мира и безопасности человечества. В этой связи, в современных условиях наблюдается интенсивное развитие и диверсификация органов международной уголовной юстиции, полномочных расследовать и рассматривать дела о наиболее серьёзных (по своему характеру и масштабам совершения) военных преступлениях1; государствами осуществляется работа по приведению национального уголовного законодательства в части криминализации серьёзных нарушений международного гуманитарного права и обеспечения неотвратимости наказания за такого рода нарушения в соответствие с принятыми международными обязательствами; с учётом новых тенденций межгосударственного сотрудничества по линии противодействия преступности и наиболее опасным с точки зрения международного и внутригосударственного правопорядка её проявлениям, развивается комплекс норм международного и внутригосударственного права, регулирующих отношения взаимодействия национальных и международных правоприменительных органов в сфере уголовной ответственности за военные преступления. В целом, проблема уголовной ответственности за военные преступления обретает особую актуальность в силу повышенной опасности данных преступлений, масштабов их совершения, значимости объектов их посягательства.
Вместе с тем, практика уголовного преследования и наказания по фактам совершения военных преступлений обнаруживает несовершенство содержащихся в международном уголовном праве и национальном уголовном законодательстве государств норм об уголовной ответственности за военные преступления, а также институционально-правового механизма её конкретизации и реализации. В частности, разработанная и широко используемая Международным трибуналом по бывшей Югославии теория совместной преступной деятельности (Joint Criminal Enterprise, JCE), воспринимаемая отдельными международными органами уголовной юстиции, не учитывает разграничение режимов ответственности (между преступным бездействием и соучастием в преступлении), что, при чрезвычайно широкой судейской дискреции приводит к не-
1 В том числе, создан на основе международного договора и действует постоянный Международный уголовный суд, предметная юрисдикция которого включает в себя военные преступления.
соблюдению основополагающих принципов правовой определённости и индивидуализации уголовной ответственности, привлечению к уголовной ответственности и наказанию командиров и начальников за совершение военных преступлений их подчинёнными в силу одного лишь факта их должностного положения, в отсутствие доказанности объективных и субъективных признаков состава военного преступления.
Политический фактор, неизменно присутствующий в международных отношениях, проявляет себя, в том числе в практике «двойных стандартов», в результате чего имеет место селективность привлечения к уголовной ответственности (с одной стороны, явный перекос в привлечении к уголовной ответственности и наказаниях в Международном трибунале по бывшей Югославии и национальных судах представителей сербской стороны конфликта, имевшего место на территории бывшей Югославии, с другой стороны, - неудовлетворительное состояние дел с реализацией уголовной ответственности в связи с военными преступлениями, совершенными в ходе проводимых актов агрессии США и НАТО в Югославии и Ираке, не получившие в полной мере адекватной уголовно-правовой оценки ситуации с грубыми нарушениями международного гуманитарного права в тюрьмах Гуантанамо и Абу-Грейб, и др.). Нередки случаи игнорирования международных правовых стандартов, устанавливающих минимальные требования к режиму законности уголовного преследования и наказания лиц по фактам совершения военных преступлений (суд над Саддамом Хусейном).
Данные обстоятельства не могут не затрагивать Россию, с учетом международно-правового статуса Великой державы, постоянного члена Совета Безопасности ООН, той роли, которую наша страна играет в общемировых процессах и регулируемых нормами международного права военно-политических и социально-культурных отношениях, а также принимая во внимание потребности (реальные и гипотетические) защиты своих граждан и соотечественников, находящихся за рубежом и ставших потерпевшими от военных преступлений, либо вовлеченных в том или ином качестве в уголовное судопроизводство по делам о таких преступлениях. Обеспечение безопасности человека, в том числе от угроз преступных посягательств, рассматривается в качестве одной из стратегических целей национальной безопасности1, в свою очередь, государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер2.
Российская Федерация в рамках заявленной приверженности верховенству права Rule of Law (Декларация тысячелетия 2000 г., Итоговый документ Всемирного саммита 2005 г.) прово-
1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016. N 1 (часть II). Ст. 212.
2 Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-Ф3 «О безопасности» (ст. 4) // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 2.
дит последовательный внешнеполитический курс на обеспечение международной законности и правопорядка и, соответственно, содействует соблюдению целей и принципов Устава ООН со стороны всех государств - членов Организации Объединённых Наций. Между тем, внешнеполитические интересы США и проводимые ими акции в конкретных международных ситуациях вступают в противоречие с зафиксированными в Уставе ООН основными принципами международного права, и в этом аспекте затрагивают субъективные права и законные интересы не только России, но и других членов мирового сообщества. Россия, принимая во внимание отмеченные международно-правовой статус и реальную роль в мире, органично включена в процесс решения основных (имеющих универсальный характер и, одновременно, значимых для регионального и субрегионального уровней) проблем современности, в том числе, по линии противодействия наиболее опасным преступлениям, вызывающим озабоченность мирового сообщества (а следовательно, и военным преступлениям). Позитив права по факту целостности системы современного международного права показательно реализует себя в режиме активной международно-правовой позиции Российского государства. В этой связи, всестороннее сотрудничество Российской Федерации с субъектным составом мирового сообщества, представленного как государствами, так и межгосударственными институтами, в сфере поддержания международной законности и правопорядка (в том числе, по линии борьбы с военными преступлениями и иными преступлениями против мира и безопасности человечества) - объективная необходимость.
Следует принять во внимание, что действующее уголовное законодательство Российской Федерации в сфере уголовной ответственности за военные преступления (ст. 356 УК РФ) не в полной мере соответствует международно-правовым обязательствам и национальным интересам России, поскольку носит предельно обобщённый характер, не содержит всеобъемлющий перечень серьёзных нарушений международного гуманитарного права. Не в полной мере эффективными (и, соответственно, нуждающимися в оптимизации в контексте национальных интересов и международных обязательств России) являются положения национального уголовного закона (ч. 3 ст. 12 УК РФ) об универсальной уголовной юрисдикции, возможности её распространения на преступления против мира и безопасности человечества (а следовательно, и военные преступления) в отсутствие международного договора РФ.
В преодолении отмеченных проблем важную роль призвана играть научная составляющая; очевидно, что процесс оптимизации нормативно-правовых основ и практики межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с преступлениями против мира и безопасности человечества (в том числе, военными преступлениями) должен учитывать результаты научных исследований, проводимых представителями международно-правовой науки.
Актуальность и, одновременно, новизна настоящего диссертационного исследования также состоит в том, что в нём на значительной теоретической, нормативной и эмпирической базе исследуются присущие уголовной ответственности (как производной от уголовной и в целом юридической ответственности) сущностные признаки, а также особенности их проявления применительно к данной разновидности, обосновывается позиция о выделении двух основных типов рассматриваемой уголовной ответственности (соответственно, в рамках национальной и международной уголовной юрисдикции), при констатации факта взаимодействия международной и национальной правовых систем и представляющих их правоприменительных органов в процессе конкретизации уголовной ответственности и реализации её мер. Отмеченный полисистемный характер норм об уголовной ответственности за военные преступления и институциональных компонентов её конкретизации и реализации предопределяет сложности функционирования данного правоприменительного комплекса (взаимодействие международного и национального права, взаимодействие различных по своим культурно-правовым традициям правовых систем, вытекающие из этого проблемы толкования и применения). Соответственно, востребован углублённый, проводимый на базе науки международного права с привлечением общетеоретических, а также отраслевых (в рамках наук уголовного, уголовно-процессуального, военно-уголовного права) анализ комплекса международно-правовых и внутригосударственных норм об уголовной ответственности за военные преступления, а также отношений в связи с её конкретизацией и реализацией её мер в рамках, соответственно, национальной и международной уголовной юрисдикции, с учётом новейших потребностей межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с преступлениями против мира и безопасности человечества (включая военные преступления).
Всё вышеизложенное подтверждает актуальность избранной темы диссертационного исследования.
Цель и задачи диссертационного исследования. Цель диссертации состоит в выявлении сущностных признаков международной уголовной ответственности за военные преступления (как разновидности уголовной и юридической ответственности) и обусловленной особенностями военных преступлений и полисистемным характером уголовно-правового реагирования на факты их совершения специфики комплекса норм, институциональных компонентов и отношений по её конкретизации и реализации. Сформулированные диссертантом выводы призваны содействовать разработке научной концепции совершенствования норм об уголовной ответственности за военные преступления и её институционально-правового механизма, с учётом международно-правовых обязательств и национальных интересов России.
Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
- исследование сущностных признаков международной уголовной ответственности за военные преступления и производной от международного характера указанных преступлений её специфики;
- международно-правовой анализ эволюции норм об уголовной ответственности за военные преступления, её институционально-правового механизма, а также научных подходов к её пониманию, выявление современных тенденций и перспектив её развития и научной разработки её проблем;
- обоснование типов международной уголовной ответственности за военные преступления в рамках, соответственно, международной и национальной уголовной юрисдикции, а также выявление основ взаимосвязи и взаимодействия в этой сфере международной и национальных правовых систем, представляющих эти системы компетентных правоприменительных органов;
- анализ специфики установления и действия принципов международной уголовной ответственности за военные преступления, а также содержащихся в международном и национальном уголовном праве норм, устанавливающих её основания, условия и меры;
- обоснование, с опорой на позитив международно-правовой науки, правотворческой и правоприменительной практики, концептуального определения понятия военных преступлений, выявление их специальных признаков, позволяющих проводить их научно обоснованное разграничение с другими преступлениями (против мира и безопасности человечества и общеуголовными);
- анализ современного состояния уголовного законодательства Российской Федерации в сфере уголовной ответственности за военные преступления и обоснование предложений по его оптимизации, с учётом международно-правовых обязательств и национальных интересов России;
- выявление характерных черт представленного органами национальной и международной уголовной юрисдикции институционально-правового механизма конкретизации международной уголовной ответственности за военные преступления и реализации её мер, обстоятельств правового характера, влияющих на его эффективность и соблюдение в нём режима законности; выделение международно-правовых аспектов организации и деятельности национальных органов уголовной юстиции (компонента указанного механизма), роли государств в его функционировании (в том числе, по линии сотрудничества с органами международной уголовной юрисдикции).
Объект диссертационного исследования составляют урегулированные нормами международного и внутригосударственного права отношения по поводу криминализации серьёзных нарушений международного гуманитарного права (военных преступлений) в международном и внутригосударственном праве, а также в связи с конкретизацией международной уголовной от-
ветственности за военные преступления и реализации её мер в рамках национальной и международной уголовной юрисдикции.
Предметом диссертационного исследования является комплекс норм международного и внутригосударственного права, практика и решения международных и национальных органов уголовной юстиции в сфере международной уголовной ответственности за военные преступления.
Степень научной разработанности темы исследования. Разработкой вопросов борьбы с военными преступлениями занимались многие отечественные и зарубежные авторы, представляющие науку международного права, а также другие отрасли правовой науки. Так, на различных этапах исторического развития Российского государства к этой проблеме обращались правоведы Ф.Ф. Мартенс, Н.М. Коркунов, Л.А. Камаровский, Н.Н. Полянский, С.Н. Головин, И.И. Карпец, Ю.М. Колосов, В.Н. Кудрявцев, В.И. Курляндский, А.И. Полторак, Ю.А. Решетов, П.С. Ромашкин, и многие другие исследователи.
Следует также обратить внимание на то, что комплекс международно-правовых проблем по факту динамичных процессов развития международного уголовного права и процесса, стремительного роста объема международного и внутригосударственного регулирования отношений, связанных с привлечением к уголовной ответственности лиц, обвиняемых в причастности к серьезным нарушениям международного гуманитарного права, созданием международных трибуналов ad hoc и Международного уголовного суда на постоянной основе, стал предметом изучения специалистов в области международного и внутригосударственного права, в частности, таких авторов как И.Н. Арцибасов, А.Х.Абашидзе, Р.А. Адельханян, В.А. Батырь, А.В. Берко, И.Ю. Белый, И.П. Блищенко, Г.И. Богуш, А.Ю. Винокуров, А.Г. Волеводз, А.Н. Вылег-жанин, С.В. Глотова, С.А. Грицаев, С.А. Егоров, Р.А. Елисеев, Г.В. Игнатенко, Р.А. Каламка-рян, А.Я. Капустин, А.Р. Каюмова, А.Г. Кибальник, Н.И. Костенко, И.И. Котляров, И.И. Лука-шук, И.С. Марусин, Н.Г. А.Б. Мезяев, Н.Г. Михайлов, А.В. Наумов, Б.И. Нефёдов, О.И. Рабце-вич, Ю.А. Решетов, В.Н. Русинова, Н.А. Сафаров, А.Ю. Скуратова, В.Л. Толстых, Е.Н. Трикоз, Б.Р. Тузмухамедов, И.В. Фисенко, С.В. Черниченко, Г.Г. Шинкарецкая, Н.А.Шулепов, и др.
В зарубежной науке международного права к вопросам уголовной ответственности за военные преступления обращались при разработке проблем международного уголовного права и международного гуманитарного права М.Ш. Бассиоуни, М. Боте, Г. Верле, А. Кассезе, Ж.-М. Хенкертс, Дж. Шварценбергер, У. Шабас, и многие другие.
Высоко оценивая вклад исследователей в разработку теоретических и прикладных аспектов проблем борьбы с военными преступлениями, следует, вместе с тем указать на то, что в настоящее время, как и ранее, в науке международного права отсутствует единое понимание по ряду вопросов, принципиально важных для установления и реализации уголовной ответствен-
ности за военные преступления (начиная от определения их понятия и перечня). В числе проблем уголовной ответственности за военные преступления, требующих серьёзной теоретической разработки и не получивших адекватного отражения в юридической литературе, следует отметить недостаточное внимание, уделяемое методологическим аспектам (выявление её места в системе юридической ответственности, присущих ей сущностных признаков, наполняемых специфическим содержанием в силу правовой природы объекта военных преступлений и полисистемного характера уголовно-правового реагирования на факты их совершения); недостаточное внимание национально-правовому компоненту институционально-правового механизма (акцент, как правило, смещается в сторону международных уголовных судебных учреждений), и в целом - данному механизму, взаимосвязи и взаимодействию включённых в его работу национальных и международных органов уголовной юстиции.
Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой системное и концептуальное исследование теоретических основ, комплекса имеющих международно-правовую и национально-правовую природу норм и институтов международной уголовной ответственности за военные преступления. Автором, с учётом преемственности и современных тенденций развития международного и внутригосударственного права в сфере борьбы с военными преступлениями, осуществлена разработка целого ряда теоретических положений, совокупность которых может быть квалифицирована как решение крупной научной проблемы:
- обоснование сущностных признаков международной уголовной ответственности за военные преступления и специфики их проявления в отношениях по конкретизации и реализации указанной ответственности в рамках национальной и международной уголовной юрисдикции;
- выявление специальных признаков военных преступлений и определение их концептуального понятия, значимого в плане разграничения с другими преступлениями (против мира и безопасности человечества и общеуголовными);
- выявление современных тенденций установления международной уголовной ответственности за военные преступления в международном и внутригосударственном праве и обоснование мер по совершенствованию национального уголовного законодательства России в этой части, с учётом международно-правовых обязательств и национальных интересов;
- выявление характерных черт институционально-правового механизма конкретизации международной уголовной ответственности и реализации её мер, с учётом современных параметров взаимосвязи и взаимодействия национальных и международных органов уголовной юстиции.
Методологическая и эмпирическая основа исследования. Теоретическую и методологическую основу настоящего исследования составляют методы системного, сравнительно-правового, историко-правового, логического и структурного анализа.
При подготовке диссертации глубоко проанализированы труды отечественных и зарубежных учёных - правоведов, в первую очередь, представителей науки международного права, а также специалистов в области теории государства и права, отраслевых наук (уголовного права, уголовного процесса, военно-уголовного права); среди них работы отечественных авторов А.Х. Абашидзе, С.С. Алексеева, И.Н. Арцибасова, Р.А. Адельханяна, В.А. Батыря, А.В. Берко, И.Ю. Белый, И.П. Блищенко, Г.И. Богуша, А.Ю. Винокурова, А.Г. Волеводза, А.Н. Вылегжани-на, С.В. Глотоваой, С.А. Грицаева, С.А. Егорова, Р.А. Елисеева, Г.В. Игнатенко, Р.А. Каламка-ряна, А.Я. Капустина, А.Р. Каюмовой, А.Г. Кибальника, Н.И. Костенко, И.И. Котлярова, В.Н. Кудрявцева, И.И. Лукашука, И.С. Марусина, А.Б. Мезяева, Н.Г. Михайлова, А.В. Наумова, Б.И. Нефёдова, О.И. Рабцевич, Ю.А. Решетова, В.Н. Русиновой, Н.А. Сафарова, П.П. Серкова, А.Ю. Скуратовой, В.Л. Толстых, А.Н. Трайнина, Е.Н. Трикоз, Б.Р. Тузмухамедова, Г.И. Тункина, Е.Т. Усенко, И.В. Фисенко, С.В. Черниченко, М.Д. Шаргородского, М.Д. Шиндяпиной, Г.Г. Шинка-рецкой, Н.А. Шулепова, В.М. Шумилова, и др. Среди зарубежных авторов, чьи работы были глубоко проанализированы и также составили теоретическую основу диссертационного исследования следует указать на М.Ш. Бассиуни, М. Боте, Г. Верле, А. Кассезе, Ж.-М. Хенкертса, Дж. Шварценбергера, У. Шабаса, других.
Исследование основывается на международных договорах и документах ООН, действующем законодательстве России и зарубежных стран в сфере уголовной ответственности за военные преступления, а также в части правового оформления и организации сотрудничества по уголовным делам.
Изучены и рассмотрены проекты документов, разработанных Комиссией международного права ООН, материалы Международного комитета красного креста, практика и решения Международного Суда ООН, Международного уголовного суда, Нюрнбергского и Токийского МВТ, современных международных уголовных трибуналов и интернационализированных судов, национальных судов и других правоприменительных органов.
При проведении исследования были использованы материалы кандидатской диссертации автора «Уголовное судопроизводство по делам о военных преступлениях: международно-правовые аспекты» (М.: ВУ, 1997), публикации автора по вопросам исследуемой темы, а также личный опыт научно-педагогической деятельности, включая работу в системе военно-юридического образования.
Совокупность использованных методов, доктринальных разработок, нормативно-правовых и эмпирических источников обеспечила достоверность, репрезентативность, единство, полноту и непротиворечивость исследования и его результатов.
Основные положения и выводы, выносимые на защиту
1. Концептуальное определение понятия международной уголовной ответственности за военные преступления как специфической разновидности уголовной ответственности, обладающей сущностными признаками юридической ответственности и, одновременно, спецификой, обусловленной особенностями военных преступлений и полисистемным характером уголовно-правового реагирования на факты их совершения.
Международная уголовная ответственность за военные преступления - предусмотренные международным уголовным правом (соответствующим ему национальным уголовным законом) уголовно-правовые последствия их совершения, реальная возможность которых оценивается национальным или международным правоприменителем в порядке, установленном национальным или международным уголовно-процессуальным правом, а сами указанные последствия (в виде осуждения, наказания, судимости лица, совершившего военное преступление) наступают в соответствии с обвинительным приговором национального или международного уголовного суда. Реализация международной уголовной ответственности направлена на восстановление нарушенного военными преступлениями межгосударственного и внутригосударственного правопорядка, предупреждение и пресечение военных преступлений.

2. По обстоятельствам предпринятого международно-правового исследования эволюции норм о международной уголовной ответственности за военные преступления и институциональных основ её конкретизации и реализации, проведена авторская периодизация данного процесса: 1)выработка юридических установлений, касающихся правил ведения войны и зарождение практики уголовной ответственности за их преступные нарушения (до XV в.); 2) становление внутригосударственной практики криминализации в военно-уголовном законодательстве отдельных нарушений законов и обычаев войны, формирование органов и правил военно-уголовного судопроизводства, распространяющего сферу действия на дела об указанных нарушениях (XVI в. - середина XIX в.); 3) попытки криминализации преступных нарушений законов и обычаев войны в международном праве и учреждения основанного на международном праве институционального механизма уголовной ответственности за их совершение, параллельное развитие национального законодательства и правоприменительной практики в данной сфере (вторая половина XIX в. - начало Второй мировой войны); 4)признание военных преступлений в качестве преступлений против мира и безопасности человечества, создание органов международной уголовной юстиции с предметной юрисдикцией в отношении указанных преступлений, установление международно-правовых обязательств государств по обеспечению неотвратимости наказания, применительно к совершившим их лицам, совершенствование норм в формате национального уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Обсуждение статьи в Википедия «Вайнстайн Леон»

Статья в Википедии Леон Вайнстайн

Гаванская уния или «тайна беззакония» в действии. Часть первая.