ВИКТОР БАХТАМАЕВ • ЗАКОНОМЕРНОСТЬ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


        
Последовательность смены общественных формаций, на которой основана коммунистическая идеология: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической и коммунистической, - не соответствует исторической действительности.

У большинства народов первобытнообщинный строй не переходил в рабовладельческий, а преобразовывался в феодальный. Капитализм естественным путём нигде не переходил в социализм. Социализм представляет собой искусственную формацию, - утверждался он только через революции и войны и может функционировать лишь в условиях, удерживаемых диктатурой. Коммунизм оказался утопией. А «азиатский» способ производства, который веками существовал во многих регионах земного шара, в эту концепцию не вписался и потому был исключён из статуса формации.

Такая искажённая трактовка истории понадобилась основоположникам марксизма, чтобы теоретически обосновать возможность построения, как они считали, более справедливого общества. В настоящее время, когда коммунистическая идеология доказала свою несостоятельность, а практика экономического развития выявила недостающие связующие звенья, предоставляется возможность расставить на места общественные формации, понять механизм перехода от одного способа производства к другому, увидеть полную картину этих преобразований.

Прогрессивные экономические преобразования предопределены стремлением всех членов общества удовлетворить свои возрастающие потребности, которые обеспечиваются средствами производства. Поэтому собственность на эти средства, позволяющая пользоваться и распоряжаться произведённым продуктом, играет ключевую роль в обществе, даёт её обладателю стимул приводить средства производства в движение, в социальном производственном процессе она является движущей производительной силой. 

Наличие права пользоваться и распоряжаться средствами производства у одних и отсутствие такого права у других устанавливает между субъектами характер производственных отношений, создаёт условия для эксплуатации,  разделяет труд на функции руководства и исполнения.

Наличие права пользоваться и распоряжаться произведённым продуктом у одних и отсутствие такого права у других утверждает отношения, через которые этот продукт поступает от производителя к потребителю, порождает несправедливое его распределение. 

Собственник может самостоятельно пользоваться средствами производства и передавать их в аренду. Арендатор может распоряжаться только той частью продукта труда, что производится сверх условий, на которых он получил средства производства в пользование.

Смена собственника средств производства означает смену производительных сил и производственных отношений, смену способа общественного производства.

Естественная смена способов общественного производства

При первобытнообщинном строе производительная сила представляла собой собственность общин, в лице их руководителей, на все средства производства: первозданную природу, обрабатываемую землю и орудия труда. Община, имея в собственности эти средства, получала в своё распоряжение продукт совместного труда, который распределялся руководством общины между её членами.

В процессе развития первобытнообщинной формации совершенствовались орудия труда, улучшались условия производства, появлялась возможность самостоятельно производить продукт в отдельных крестьянских хозяйствах.

Общинники, желая самостоятельно распоряжаться результатами своего труда, стремились получить в пользование наделы земли и получали их от руководства общины на условиях барщины. Первобытнообщинный способ производства преобразовывался в феодальный.

Формирование феодального способа производства непосредственно из первобытнообщинного происходило на территориях земного шара с относительно благоприятными природно-климатическими условиями и межобщинными отношениями, которые давали возможность индивидуального пользования землёй. Такие социальные процессы происходили у германцев, западных и восточных славян, народов Средней Азии, Африки и других регионов.

Производительной силой феодального способа производства становилась собственность феодалов на землю и крестьян, а так же арендное ограниченное право крепостных крестьян на землю. Между феодалами и крестьянами, которые находились в их собственности, устанавливались личные (административные) отношения.

Право феодалов определять условия аренды средств производства утверждало отношения распределения произведённого продукта. Через административные производственные отношения и отношения распределения продукта труда класс феодалов осуществлял эксплуатацию крестьян.

В регионах земного шара с особо благоприятными природно-климатическими условиями, таких как средиземноморье, где была возможность получать прибавочный продукт посредством принудительного рабского труда, первобытнообщинный способ производства переходил в феодальный через рабовладельческий. Межобщинные войны, другие источники давали рабскую рабочую силу и землю, которые распределялись между завоевателями, становившимися рабовладельцами.

Производительной силой рабовладельческого строя становилась собственность рабовладельцев на все средства производства: землю, орудия труда, рабов. Между рабовладельцами и рабами, которые находились в их собственности, утверждались административные отношения.

Право рабовладельцев распоряжаться произведённым продуктом устанавливало в обществе отношения его распределения. Через административные производственные отношения и отношения распределения продукта труда класс рабовладельцев осуществлял принудительную эксплуатацию рабов.

При дальнейшем социальном развитии рабовладельцы, в целях повышения производительности труда рабов, стали выделять им в пользование наделы земли на условиях барщины («сажали рабов на землю»). Рабовладельческий способ производства преобразовывался в феодальный.

В таких регионах земного шара как в Египте, Вавилонии, Китае в связи с особенностями природно-климатических условий и неблагоприятными внешними политическими взаимоотношениями возникала необходимость выполнять ирригационные, осушительные работы, обеспечивать обороноспособность, что могло осуществляться совместным усилием людей всего региона.

Необходимость сотрудничества приводила к объединению общин в государства и национализации средств производства. Формировался государственный («азиатский») способ производства, производительной силой которого становилась собственность государства, в лице государственной власти с верховным правителем во главе, на все средства производства: землю, орудия труда, производственные сооружения и трудящихся.  По сути это тот же рабовладельческий способ производства, только в масштабе целого государства.

Между государственной властью и народом, который находился в её собственности, устанавливались в производстве и обществе административные отношения. Право государства распоряжаться произведённым продуктом утверждало отношения его распределения. Посредством административных производственных отношений и отношений распределения продукта труда, государство, через уполномоченных функционеров, осуществляло принудительную эксплуатацию населения.

В целях увеличения доходов в государстве проводились работы по освоению территорий, обеспечивалась стабилизация внешних политических отношений, в результате создавались условия для самостоятельного производства продукта в отдельных областях.

Исчерпав возможности экстенсивного развития и административных методов управления, верховная власть стала совершенствовать хозяйственную политику - передавать средства производства в аренду отдельным сатрапиям, гипархиям, полисам, хозяйствам, племенам на условиях государственной дани, налога.

Представители знати, местная бюрократия, функционеры, стоящие во главе административных и производственных единиц, получив в пользование средства производства, приобретали возможность распоряжаться продуктом труда, производимого сверх налога, и относительную экономическую независимость от центральной власти. Утвердив самостоятельность в производственных процессах, они стали передавать в аренду землю и другие средства производства уже непосредственно исполнителям работ. «Азиатская» формация преобразовывалась в феодальную.

При этом не каждая попытка передачи государственной властью средств производства в пользование заканчивалась благополучно. Нередко они обратно изымались в собственность государства, а при более зрелой возможности и целесообразности возобновлялся процесс передачи их в аренду.

Так, во второй половине I века до нашей эры в Китае, из-за ослабления власти, средства производства не передавались в пользование, а захватывались представителями знати. Разрушился государственный способ производства, не предоставив условий для развития феодализма. Произошло членение государства на отдельные регионы. На почве территориальных, имущественных претензий и сокращения производства из-за разрушенного централизованного управления вспыхнули междоусобные войны и крестьянские восстания. Но в обществе всё же смогли сформироваться силы, которые, ради самосохранения, огнём и мечом восстановили государственность и государственный способ производства. Затем вновь начался процесс перехода от «азиатского» способа к феодальному и он завершился благополучно тогда, когда средства производства были переданы в аренду феодалам под контролем государства за налог.

В истории есть и более трагичные события. Великое инкское государство Тауантинсуйю, - классический пример государственного способа производства, возникшее в 1438 году, где проживало около 18 миллионов человек, так и не смогло достичь феодализма. Распавшись на отдельные княжества, оно потонуло в крови междоусобных войн и крестьянских восстаний и в 1532 году прекратило своё существование, став легкой добычей испанских конкистадоров.

Во Всемирной истории эти общественные формации функционировали как в чистом виде, так и в различном сочетании. Например, в обществах с рабовладельческим способом производства существовали «свободные крестьяне»; в обществах с «азиатским» способом существовали рабы в собственности чиновников и даже исполнителей работ; в Индии произошло объединение общин в государство, и при этом сохранилась их целостность. Внутри общин функционировал первобытнообщинный способ производства, общины же платили налог в государственную казну.

Однако феодализм являлся необходимым этапом и итогом в развитии всех этих способов производства.

В процессе развития феодализма, в целях повышения производительности труда крестьян, феодалы стали заменять барщину более эффективной формой эксплуатации - оброком. Право распоряжаться продуктом труда, производимого сверх оброка, давало крестьянам материальную заинтересованность в работе, формировало товарно-денежные отношения. Эти отношения вытесняли натуральный оброк денежной рентой, предоставляя крестьянам производственную и экономическую самостоятельность, которая позволяла им освобождаться от крепостнической зависимости, становиться хозяевами своей рабочей силы. Трудящиеся выходят из статуса средства производства, теперь они сами становятся собственниками, пусть даже этой собственностью является собственная рабочая сила.

Приобретение трудящимися возможности распоряжаться своей рабочей силой преобразовало феодальный способ производства в капиталистический. Производительной силой становится собственность капиталистов на средства производства, выступающих в форме капитала и право трудящихся распоряжаться своей рабочей силой. Между равными партнёрами, по своим правам на средства производства, административные отношения, которые при феодализме приобретали товарно-денежное содержание, преобразовались в экономические.

Капиталисты, как собственники капитала, получают в своё распоряжение результат производства в форме прибыли; трудящиеся, как собственники своей рабочей силы, получают результат труда в форме заработной платы. Права капиталистов на произведённый товар и трудящихся на заработную плату вытеснили отношения распределения продукта труда отношениями его обмена.

При экономических производственных отношениях и рынке стоимость рабочей силы, как и всякого другого товара, в условиях конкуренции стремится к эквиваленту затраченного труда. Приближение оплаты труда наёмных работников к этому эквиваленту в такой же степени снижает уровень их эксплуатации.

С развитием экономических производственных отношений в капиталистических странах создаются условия, при которых любой может принимать участие в распределении прибыли производства, покупая акции предприятий и получая дивиденд. Вступление граждан в акционерные общества - есть процесс утверждения их прав на средства производства; стоимость приобретённых акций - есть величина этих средств, в денежном выражении, которые они приобрели в собственность; смена частного капитала акционерным - есть процесс превращения капиталистической собственности в общественную. Капиталистическая формация, через утверждение членами общества материально обусловленного права на средства производства, естественным путём преобразовывается в общественный (назовём его условно так) способ производства.

История пока не дала нам увидеть этот способ в завершённой форме, но его контуры уже очевидны.

Производительной силой становится собственность граждан на все средства производства: землю, природные богатства, технику, свои способности. Права трудящихся на эти средства предоставляют им право пользоваться и распоряжаться продуктом труда и непосредственную материальную заинтересованность в результатах производства. Что, во-первых, делает ненужным разделение труда на функции руководства и исполнения, а слияние этих функций в цельный, творческий труд стирает классовые различия, аннулирует эксплуатацию. Во-вторых, формирует распределение труда и прибыли по способностям трудящихся, что утверждает моральные отношения между людьми в производстве и обществе. И, в-третьих, в условиях высокого уровня экономического развития, технического совершенства средств производства преобразовывает отношения обмена, при которых произведённый продукт доходит до потребителя, в отношения потребления (назовём их так), при которых производится такой продукт, какой заказывает потребитель.

Непосредственная взаимная обусловленность растущих потребностей и развивающихся способностей становится естественным стимулом в развитии каждого человека и общества в целом.

Основная суть, которая прослеживается в социальном развитии - это поэтапное изменение форм собственности. Общинная собственность, где средства производства принадлежали всем членам общества, пройдя феодальную стадию, затем капиталистическую и акционерную, вновь переходит в общественную собственность. Завершается как бы виток по спирали, поднимая общество на качественно новый уровень социального развития.

Частное рабство и государственное рабство в ряде регионов земного шара представляли собой переходную стадию от первобытнообщинной формации к феодальной. Характерной особенностью этих способов производства являлось то, что в силу их примитивности, они могли функционировать в мире, разрушенном до основания, без каких либо развитых форм производственных отношений, посредством «ручного управления».

Искусственная (революционная) смена способа общественного производства

Общества развиваются в разнообразных природно-климатических условиях, изменяющихся экономических и политических взаимоотношениях. Благоприятные условия ускоряют формирование социальных производственных процессов; стечение неблагоприятных обстоятельств может не только затормозить поступательное развитие общества, но и создать препятствие на его пути.

Как показывает историческая действительность, ряд государств, достигших феодального и даже капиталистического способа производства, столкнувшись с такими препятствиями, не смогли благополучно преодолеть их естественным путём общественного развития, вынуждены были объединять усилия людей всего государства и национализировать средства производства.

Производительной силой общества вновь становилась государственная собственность на все средства производства и, соответственно: развивающиеся экономические производственные отношения сменялись административными, обменные отношения - отношениями распределения, экономическая форма эксплуатации - принудительной формой.

Любопытно сравнение существовавшего в прошлом «азиатского» способа производства и социалистического, существующего до настоящего времени. Анализ и сопоставление в них производительных сил и производственных отношений, социального разделения труда и форм эксплуатации, классового деления и государственного устройства выявляют не просто сходство социальных формаций, а полную их идентичность, - это, по социологической сути своей, один и тот же способ производства.

Такой возврат к патриархальной формации произошёл в России в 1917 году. Большевики, основываясь на сочинения Маркса, считали, что экспроприированные у помещиков и зарождающихся капиталистов земля, фабрики, заводы, вот так просто станут принадлежать крестьянам, рабочим. Но национализация средств производства, переход их в распоряжение государства не делает эту собственность общественной. 
Предположение, что трудящиеся через свободу и демократию могут влиять на государственную власть, пользоваться, распоряжаться этими средствами и продуктом труда, добиться равенства и справедливости - не состоятельно, так как демократия, социальные права, социальная свобода субъекта сами являются непосредственным следствием наличия у него прав на средства производства. В данном случае таким субъектом является государство, в лице иерархической пирамиды власти с верховным правителем во главе, где и концентрируются безраздельные права и свобода в управлении производством и обществом. Трудящиеся же, не имеющие материально обусловленного права на средства производства, превратились в государственных рабов.

С годами исчерпались возможности экстенсивного развития и административных методов управления. Созрела необходимость перехода в следующую экономическую формацию, а стабилизация внешних политических взаимоотношений позволяла это сделать. Однако, субъективные факторы, такие как ослабление диктатуры государственного аппарата управления, невежество реформаторов в теории экономического развития, стремление бюрократии к власти и богатству, не дали обществу осуществить прогрессивные преобразования. Принадлежащие государству средства производства и природные ресурсы не были переданы в пользование своим структурным административно-территориальным подразделениям. В 1991 году Верховный Совет принял декларацию о прекращении существования СССР, и он распался на такие же по содержанию социалистические республики.

Во вновь образовавшихся государствах средства производства так же не передавались в пользование своим областям. Убыточные предприятия пошли под банкротство, а прибыльные и монопольные – захвачены (приватизированы) чиновниками государственных аппаратов управления, областей, районов, руководителями предприятий, иными субъектами.

Отсутствие горизонтальных товарно-денежных связей непосредственно между предприятиями, которые формируются при арендных (феодальных) отношениях, и единые для всех налоги, без учёта специфики производств, парализовали экономику. Многие промышленные предприятия и сельские хозяйства не смогли выжить в этих условиях и прекратили своё существование.

Без феодальной стадии развития капитализм не мог сформироваться и сейчас в этих республиках нет какой либо определённой общественная формации. Эту неопределённость временно заполнили суррогаты различных способов производства: рабовладельческого, государственного, феодального, капиталистического.

На почве взаимных претензий на территории и природные ресурсы, сокращения производства из-за разрушенного централизованного управления, отсутствия экономических производственных отношений и рынка сложились условия для межреспубликанских войн и народных восстаний. На очереди события, аналогичные тем, какие мы посмотрели в Китае и Тауантинсую. И, как видим, они уже происходят.

Изменение формы собственности искусственным путём не даёт положительных результатов. Попытка через экспроприацию превратить феодальную собственность в общественную, минуя капиталистическую стадию развития, привела к более примитивному государственному способу производства; попытка через приватизацию превратить, теперь уже государственную собственность в капиталистическую, минуя феодальную (арендную) стадию развития, привела к захвату собственности чиновниками, разрушив при этом и сам государственный способ производства.
\
Естественный путь развития – это оптимальный путь. Замедлить или ускорить движение по этому пути можно, но сократить его нельзя.

Путь прогрессивных преобразований

Прогрессивное реформирование экономики возможно лишь тогда, когда оно осуществляется в соответствии с закономерностью естественного преобразования формы собственности на средства производства, то есть в последовательности: государственная (социалистическая), феодальная, капиталистическая, общественная.

И, чтобы такие преобразования произошли, необходимо передать в пользование по федеративным договорам субъектам постсоветских государств средства производства и природные ресурсы по территориальной принадлежности. А так же делегировать им права на хозяйственную деятельность и сбор налогов. Условием же такой передачи должен являться единый суммарный налог в федеральный бюджет, за минусом дотаций и государственных капитальных вложений. Это лишит государственную власть возможности злоупотреблять национальными ресурсами и не нарушит на исходных позициях равного экономического состояния дотационных субъектов и доноров.

То есть, необходимо сохранить поступление денежных средств в федеральный бюджет для выполнения правительством предназначенных для него функций, не менять принудительно права собственников на средства производства, дать возможность субъектам распоряжаться доходом, полученным сверх государственного налога и самим устанавливать местные налоги.

Такая аренда средств производства будет аналогична той, что происходила при реформировании «азиатской» формации и по социологической сути своей этот этап развития является феодальной стадией, который открывает дорогу в капитализм.

Устранение преграды с пути прогрессивных преобразований предоставит субъектам республик самостоятельность и заинтересованность в экономическом развитии и возможность проводить аналогичные мероприятия с муниципальными образованиями. Муниципалитеты при этом так же получат заинтересованность в улучшении работы существующих предприятий и открытии новых производств на своих территориях.

Право органов местного самоуправления самостоятельно устанавливать налоговые ставки даст возможность ограничивать получение монополистами сверхдоходов и создавать благоприятные условия для малого и среднего бизнеса. Возможность на местах контролировать доходную и расходную часть бюджета не позволит избранным депутатам и назначенным чиновникам использовать служебное положение в личных интересах; коррупция в такой среде будет пресекаться всеми участниками производственного процесса, гражданами, самим механизмом хозяйствования.

Переход от олигархической монополии к конкуренции станет основой для формирования экономических производственных отношений и рынка, предоставит предприятиям возможность сотрудничать с иностранным капиталом. Единый стимул с низа до верха в развитии производства и экономическая взаимосвязь предприятий и регионов сменят центробежные тенденции интеграционными процессами.

Понять, как встать на прогрессивный путь развития не просто, но, обратившись к прошлому, можно это сделать, поскольку постсоветские государства находятся в начале пути, который капиталистическими странами уже пройден.

Причина экономических кризисов

В докапиталистических формациях - при социализме и феодализме - экономические кризисы происходить не могут в принципе, поскольку там нет экономических производственных отношений и рынка. Стагнация в таких странах является их естественным состоянием. Если же по каким-то причинам происходит рецессия,          то на предметы первой необходимости государственным подданным выдаются талоны, для крепостных крестьян ужесточаются условия аренды.

Иная картина складывается в странах с капиталистическим способом производства. Экономическая мотивация побуждает производителя работать на рынок и если товар покупают, он расширяет производство, совершенствует технику и технологию. Превышение спроса над предложением, а также баланс между ними создают благоприятные условия для развития экономики.

Но, желая увеличить прибыль, класс капиталистов стремится сократить производственные затраты и в первую очередь делает это за счёт сдерживания роста заработной платы трудящихся. В результате происходит превышение предложения над покупательной способностью населения, и капиталисты вынуждены сокращать производство, увольнять рабочих, что в свою очередь продолжает снижать покупательную способность. Производство и потребление впадают в замкнутый порочный круг, возникает экономический кризис.

Защищая свои интересы, трудящиеся объединяются в профсоюзы, ведут борьбу за повышение заработной платы. Увеличивая покупательную способность, они тем самым сдерживают пагубное развитие кризиса.

В дальнейшем, с развитием экономических производственных отношений, в капиталистических странах создаются условия, при которых граждане сами начинают принимать участие в распределении прибыли производства, покупая акции предприятий и получая дивиденды. С получением дополнительных доходов в виде дивидендов происходит рост покупательной способности населения, стабилизируется баланс между спросом и предложением, устанавливается экономическая взаимосвязь между производством и потреблением, затихает волна кризиса, восстанавливаются благоприятные условия для экономического развития.

Причина мирового экономического кризиса та же самая, что и в отдельно взятой капиталистической стране: дисбаланс между спросом и предложением. Разница лишь в том, что превышение предложения над спросом происходит за счёт массовой миграции в капиталистические страны дешёвой рабочей силы из государств с докапиталистическими способами производства. При этом мигранты составляют конкуренцию дорогой рабочей силе трудящихся данной страны. В результате снижается покупательная способность населения и растёт безработица. Такие же последствия может вызывать и перемещение высокотехнологичного производства капиталистических стран на территории государств с дешёвой рабочей силой.

Аналогичные причины экономического кризиса в капиталистических странах и мирового кризиса предполагают и аналогичные средства борьбы с ним. В период становления мировой экономической системы так же нужны субъективные средства воздействия, но уже направленные на регулирование миграционного процесса и передвижение капиталов из экономически развитых стран. Для этого требуется соответствующий межгосударственный орган или расширение полномочий существующего международного валютного фонда. В настоящее время МВФ, призванный исправлять нарушения равновесия в платёжном балансе, противодействует лишь финансовому кризису. То есть он борется со следствием, не затрагивая причин самого экономического кризиса.

В дальнейшем развитии мировой экономической системы, так же как и в отдельно взятой капиталистической стране, формируются уже объективные условия, исключающие пагубное влияние кризисов. Это происходит за счёт выравнивания уровня социально-экономического развития стран, участвующих в мировом производственном процессе, по мере утверждения в них акционерной (общественной) собственности на средства производства.

Бескризисное взаимное проникновение капиталов может происходить лишь в странах с одинаковым уровнем его акционирования. Увеличение разницы в степени акционирования капитала предполагает разницу в стоимости рабочей силы, что нарушает баланс между спросом и предложением и может вызвать кризисные явления. Производственно-экономическое сотрудничество капиталистических стран с государствами третьего мира, где преобладают феодальные отношения, может вызвать уже масштабный экономический кризис. И совсем неприемлемо такое сотрудничество со странами, в которых функционирует государственный (социалистический) способ производства. Гипотетически оно обречёт инвестиции на неоправданный риск, а в социалистических странах приведёт к разрушению государственного способа производства. Соответственно у капиталистов нет намерений в таком сотрудничестве, а социалистические государства отгораживаются от этого "железным занавесом".

Что же касается России и ряда других постсоветских государств, - в них не сформировался капитализм, нет феодализма и разрушен социализм. Здесь основные средства производства, природные богатства и естественные монополии находятся в государственно-олигархической собственности, что исключает возможность развития экономических производственных отношений и рынка.

В таком состоянии эти государства продолжительное время существовать не смогут. Как показывает исторический опыт, для них уготованы три сценария: они распадутся на отдельные регионы, которые так же не будут иметь перспективы в общественном развитии, возвратятся опять в социализм или, через федерализацию, через изменение налоговой политики завершат переход в капиталистическую формацию.

Экономическое и социальное развитие

Уровень экономического развития государства определяется уровнем технического развития средств производства, квалификацией трудящихся, степенью заинтересованности их в результатах производства и отношениями, че­рез которые продукт труда поступает от производителя к потребителю.

Техничес­кое развитие средств производства обеспечивается их собственником и чем шире круг лиц, трудящихся имеют права на эти средства, чем больше конкуренции, тем вы­ше будет достигаться уровень их технического совершенства.

Квалификация трудящихся формируется в условиях их заинтересованности в результатах работы. Уровень  заинтересованности определяется возможностью пользоваться и распоряжаться произведённым продуктом, а такая возможность предоставляется с утверждением прав на средства производства.

Отношения, через которые продукт труда поступает от производителя к потребителю, преобразовываются, совершенствуются в процессе утверждения трудящимися права на этот продукт, которое достигается с приобретением права распоряжаться и пользоваться средствами производства. Оптимальное распределение достигается в обмене, оптимальный обмен – в отношениях потребления.

То есть, уровень экономического развития общества находится в прямой зависимости от уровня утверждённых прав трудящихся на средства производства и, следовательно, всегда этому уровню будет соответствовать.

При «азиатском» способе производства и социализме все средства производства находились в государственной собственности. Они не принадлежали ни кому конкретно; ими управляли чиновники, уполномоченные государством. Государственный аппа­рат управления обязывал чиновников совершенствовать средства производства, повышать квалификацию трудящихся и заставлять их работать. Трудящиеся же имели отчужденное отношение к этим средствам и не были заинтересованы в результатах работы. Субъективное распределение продукта труда создавало диспропорции элементов производства в производственных процессах. Такие страны, хотя и могли, сконцентрировав государственные ресурсы, соорудить, например, пирамиду, возвести великую стену или построить «Буран», но не имели перспективы экономического развития.

При капитализме класс капиталистов, имея в собственности средства производства, непосредственно заинтересован в их совершенствовании. Рабочий класс, имея в собственности одно из средств производства - свою рабочую силу, непосредственно заинтересован в повышении своей квалификации. Рынок продукта труда способствует пропорциональному сочетанию элементов производства в производственных процессах. Такие условия обеспечивают экономическое развитие общества.

В процессе преобразования капиталистической собственности в акционерный капитал трудящиеся, покупая акции предприятий, устанавливают материально обусловленные права на средства производства. По мере утверждения этих прав, они приобретают непосредственную заинтересованность и в техническом совершенствовании средств производства и в результатах работы. Отношения потребления продукта труда, как более высокая стадия развития обменных отношений, оптимально сочетают производство и потребление. Такие условия обеспечивают экономический прогресс общества.

Экономическому прогрессу всегда будет соответствовать и социальный прогресс, поскольку социальные права, социальная свобода субъекта так же яв­ляются непосредственным следствием наличия у него прав на средства производст­ва.

При социализме трудящиеся, не имея прав на средства производства и, соответственно, на продук­т труда, лишены права воздействовать на производственный процесс и определять условия своего существования. То есть, они не имеют социальных прав и вынуждены довольствоваться разрешениями регламентируемые государственной властью.

При капитализме трудящиеся, имеющие право распоряжаться своей рабочей силой, объединяясь в профсоюзы, имеют возможность воздейст­вовать на производственный процесс и на условия своего существования. То есть, они имеют социальные права.

В процессе преобразования капиталистической собственности в акционерную (общественную) собственность трудящиеся, утверждая права на средства производства и результат труда, приобретают свободу действия в производственном процессе и возможность определять усло­вия своей жизнедеятельности. То есть, они приобретают социальную свободу.
Демократия и экономические преобразования находятся не в причинно-следственной зависимости, а сами являются непосредственным следствием утверждения трудящимися права на средства производства и, благотворно воздействуя друг на друга, определяют прогресс в социально-экономическом развитии.

Виктор Бахтамаев


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Обсуждение статьи в Википедия «Вайнстайн Леон»

Статья в Википедии Леон Вайнстайн

Гаванская уния или «тайна беззакония» в действии. Часть первая.