Демаркация российско-китайской границы состоялась в
2005 году. В результате проведения межгосударственной границы по центру реки Амур Китай получил ряд территорий общей площадью 337 км² — участок земли в районе острова
Большой (верховья реки
Аргунь в
Читинской области) и два участка в районе островов
Тарабаров и
Большой Уссурийский в районе слияния рек
Амур и
Уссури. Основную часть этих территорий составила западная оконечность Большого Уссурийского острова на реке Амур напротив устья реки Уссури. Остров имеет территорию от 327 до 350 км² в зависимости от сезона.
20 мая 2005 года
Государственная дума 4 созыва ратифицировала дополнительное соглашение (поддержали 307 депутатов, против — 80, воздержались двое). 25 мая соглашение утвердил
Совет Федерации (поддержали 157 сенаторов, против — двое, без воздержавшихся).
В 1689 году был заключён
Нерчинский договор, когда Россия признала права Китая на земли на правом берегу Амура и в Приморье (Внешняя
Маньчжурия).
В первой четверти XX века прекратили существование оба государства-подписанта предыдущих соглашений: Империя Цин и Российская империя. Осенью 1911 года из состава маньчжурской Империи Цин начали по-очереди выходить китайские провинции, в результате в 1912 году была образована Китайская Республика, фактически распавшаяся в 1916 году и объединившаяся вновь лишь в 1927 году после т. н.
Северного похода. Граничившие с Россией Внешняя Монголия и Маньчжурия, то есть страны за пределами собственно Китая, ранее являвшиеся частью империи, начали полунезависимое существование. Часть Монголии (
Тува) стала
российским протекторатом (с 1921 года —
Республика Танну-Тува), остальная её территория была признана независимым государством, с 1924 года ставшее социалистической
Монгольской народной республикой, поддерживающей тесные связи с СССР. Маньжурия же до 1928 года существовала под руководством
Чжан Цзолиня фактически независимо от Китайской республики.
20 сентября 1924 года СССР и правительство трёх автономных восточных провинций Китайской Республики заключили новое соглашение о границе (взамен соглашения между Китаем и царём России, которое, как и прочие соглашение с царским правительством, было аннулировано ранее). Согласно соглашению (статья 3) стороны согласились провести передемаркацию границы, но до тех пор придерживаться старых границ.
[2]
В период
японской оккупации Китая СССР взял под контроль множество островов на китайской стороне от фарватера на Амуре и Уссури
[1].
Проблема спорных островов Тарабаров и Большой Уссурийский возникла в 1964 году, когда был разработан новый проект соглашения по границе, однако документ не подписали
[1].
Карта государственной границы близ островов Большой Уссурийский и Тарабаров
Демаркация вызвала неоднозначную реакцию в России. В качестве положительного результата называлось улучшение отношений с Китаем, протяжённость границы с которым составляет более 4300 км, и снятие потенциальной угрозы территориального конфликта в будущем. С другой стороны, ряд политиков расценивали передачу российской территории как ослабление позиций России. Также указывалось на стратегическое положение островов и наличие на них природных ресурсов.
«Недоговоренности в вопросах, касающихся спорных территорий всё время могут быть камнем преткновения в двусторонних отношениях. В настоящее время у нас нет территориальных претензий друг к другу, и это послужит прочным фундаментом для дальнейшего сотрудничества. Кроме того, не стоит забывать, что водовод и водозабор остались на нашей стороне, а это большой плюс. Я уверен, что наши потомки в будущем оценят то, что мы сделали в 2005 году»
[3].
Председатель российской части российско-китайского комитета дружбы, мира и развития
Леонид Драчевскийзаявил, что передача островов урегулирует «последний момент, омрачающий отношения между Россией и Китаем»
[4]. По словам заместителя председателя комитета Госдумы по международным делам
Натальи Нарочницкой, «уступка территории очень небольшая, а важность стратегических отношений с Китаем очевидна».
Председатель комитета Госдумы по международным делам
Константин Косачёв отметил, что у подписания соглашения были две альтернативы: требовать у Китая всех спорных территорий или оставить ситуацию без изменений и с отсутствием перспектив договориться в обозримом будущем (что, по его мнению, крайне опасно для России, так как несёт риск вспыхивания конфликта). Глава
МИД России Сергей Лавров подчеркнул, что речь не идёт о территориальных уступках: острова юридически и в международно-правовом смысле
никому не принадлежали, и при заключении в 1991 году соглашения о границе между
СССР и
КНР принадлежность трёх островов также не была определена.
Против соглашения выступили представители
КПРФ. В частности,
Виктор Илюхин заявил: «Отдают 337 квадратных километров! Это очень большая территория, на ней расположены дачные участки граждан России, о компенсации которым никто ничего не говорит». Хабаровский краевой комитет КПРФ организовал митинг против передачи островов.
[5]
Попытка граждан РФ, живущих в Хабаровском крае, провести
референдум для оценки изменений границы края, о доверии губернатору края, давшему письменное согласие на передачу островов и о доверии президенту, подписавшему соглашение, была организована в соответствии с законом (май 2005 г.). Законодательная Дума края отказалась рассматривать документы а при их повторном направлении отказала в разрешении проводить его.
[6]
Значимость попытки созыва референдума силами граждан определяется как наличием у последних законного права на сохранение в РФ республиканской формы правления, разделяющей силы на общество и государство, которое, будучи в республике административной субстанцией, не является самостоятельным землевладельцем, так и самим фактом общественного совладения в отношении территории страны. В демократических странах, к которым по Конституции относится РФ, факт утверждается через предъявление гражданами прав собственников при попытке государств отторгнуть общегражданские республиканские земельные ресурсы, форма правления которыми определяется
конституционным строем.
Согласно пункту 8 Декларации о Государственном Суверенитете[7] «территория РСФСР [переименована в РФ][8], не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума».
Воспрепятствование в проведении референдума об изменении границ РФ создало прецедент с
самоуправным, нарушающим конституционный строй отторжением руками государства принадлежащих гражданам РФ частных и общественных землевладений в пользу третьих лиц. Учитывая, что при осуществлении таких действий с республиканской территорией от представителей государства прямо требовалось подтверждение их полномочий референдумом, это изменение границ характеризуется как противозаконное.
При оценке явления значимость имеет факт отсутствия во внесённом 21 апреля 1992 года VI Съездом народных депутатов в Конституцию РСФСР пакете поправок, вытекающих из распада СССР и существования Российской Федерации в качестве самостоятельного государства, поручения о внесении названия «Российская Федерация» в Декларацию о Государственном Суверенитете РСФСР, не смотря на вынесение на утверждение Съезда народных депутатов РСФСР президентом Борисом Ельциным закона РСФСР «Об изменениях Конституции (Основного Закона) РСФСР и Декларации о государственном суверенитете РСФСР в связи с изменением наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» по итогам заседания Верховного Совета РСФСР 25 декабря 1991 года вкупе с утверждением им Закона РСФСР № 2094‑I «Об изменении названия государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»
[9].
Значимым при исследовании прецедента является так же факт исключения слова «суверенное»[государство] из статьи 1 проекта Конституции РФ,
одобренного Конституционным Совещанием и заверенного подписями президента, депутатов, глав субъектов федерации, представителей бизнес-сообщества и других официальных и уполномоченных лиц, количество которых исчислялось сотнями. Это привело к отсутствию ясного указания на суверенность государства в возникшем в результате вооружённого конфликта президента и парламента финальном проекте Конституции,
заверенном девятью лицами, в число которых входил Б.Н.Ельцин
[10]. Согласно официальной версии, этот проект был вынесен на голосование 12 декабря 1993 года.
Вопрос: сколько референдумов было в этой стране после того, как к власти пришла гэбня?
ОтветитьУдалитьОтвет: НИ ОДНОГО. Даже на региональном уровне, даже по самым незначительным, "бытовым" вопросам.
Ибо референдум есть форма ПРЯМОГО НАРОДОВЛАСТИЯ, которого власть СМЕРТЕЛЬНО БОИТСЯ. Если люди увидят, что сами могут решать какие-то вопросы своей жизни, они тут же спросят сами себя: а почему не можем так же и во всём? И на хрена нам тогда нужна ТАКАЯ власть?
В общем, при всем моем резко негативном отношении именно к данному конкретному референдуму — просто констатирую: этот институт появится в стране ТОЛЬКО ПОСЛЕ СМЕНЫ РЕЖИМА.
Если сама страна к тому времени не прекратит существование.
Думаю, это будет наоборот. Это Милена.
Удалить