Среди авторов закона был по-моему и Юрий Щекочихин и ряд других известных лиц.

 

Проект

N 99114515-2
 
Внесен депутатами
Государственной Думы
В.Н. Лопатиным, П.Т. Бурдуковым,
С.В. Степашиным
 
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
 
ОБ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
 
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона
 
1. Целью настоящего Федерального закона является защита физических лиц, находящихся на территории Российской Федерации, от негативных информационно-психологических воздействий.
2. Объектом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие в связи с информационно-психологическими воздействиями на человека, группу лиц, население, а также их защитой от негативных последствий такого воздействия.
3. Субъектами настоящего Федерального закона являются: лица, подвергшиеся негативному информационно-психологическому воздействию; лица, группа лиц, организации осуществляющие информационно-психологические воздействия; уполномоченные органы и организации по обеспечению информационно-психологической безопасности.
4. Обеспечение информационно-психологической безопасности осуществляется государством в лице уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления, уполномоченных органов и организаций.
 
Статья 2. Основные понятия
 
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Информационно-психологическая безопасность - состояние защищенности, отдельных лиц и (или) групп лиц от негативных информационно-психологических воздействий и связанных с этим иных жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.
Негативное информационно-психологическое воздействие - воздействие на человека или группу лиц (в том числе, помимо их воли), осуществляемое с использованием специальных средств и методов воздействия на психику человека и приводящее к негативным последствиям для личности, общества и государства.
Специальные средства воздействия - технические и программные средства, используемые для негативного информационно-психологического воздействия на человека или группу лиц.
Специальные методы воздействия - последовательность приемов воздействия на психику человека, применение которых приводит к негативным последствиям для личности, общества и государства.
Стандарты информационно-психологической безопасности - утвержденные в установленном порядке параметры информационно-психологического воздействия, не вызывающие негативных последствий для психики человека.
 
Статья 3. Законодательство об информационно-психологической безопасности
 
Законодательство об информационно-психологической безопасности состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах полномочий, делегированных им федеральными органами власти, регулирующих отношения в сфере обеспечения информационно-психологической безопасности.
 
Статья 4. Принципы обеспечения информационно-психологической безопасности
 
Основными принципами обеспечения информационно-психологической безопасности являются:
адекватность мер безопасности существующим угрозам;
государственная монополия на разработку и производство специальных средств информационно-психологического воздействия, использование которых разрешается в случаях, установленных в статье 16 настоящего Федерального закона;
сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения информационно-психологической безопасности с передачей, в соответствии с федеральным устройством России, части полномочий в этой области органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления;
гласность и гражданский контроль за обеспечением информационно-психологической безопасности;
обязательность участия общественных организаций в деятельности по обеспечению информационно-психологической безопасности.
 
Статья 5. Угрозы негативных информационно-психологических воздействий
 
1. К основным угрозам информационно-психологической безопасности относится возможность наступления негативных последствий для субъектов, подвергающихся информационно-психологическому воздействию, которые могут выражаться в следующих формах:
причинение вреда здоровью человека;
блокирование на неосознаваемом уровне свободы волеизъявления человека, искусственное привитие ему синдрома зависимости;
утрата способности к политической, культурной, нравственной самоидентификации человека;
манипуляция общественным сознанием;
разрушение единого информационного и духовного пространства Российской Федерации, традиционных устоев общества и общественной нравственности, а также нарушении иных жизненно важных интересов личности, общества и государства.
2. Угрозы информационно-психологической безопасности реализуются через разработку, изготовление, распространение и применение субъектами негативных информационно-психологических воздействий специальных средств и методов такого воздействия.
 
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
 
Статья 6. Основные задачи государственной политики в области обеспечения информационно-психологической безопасности
 
Государственная политика в области обеспечения информационно-психологической безопасности направлена на решение следующих основных задач:
совершенствование законодательства Российской Федерации в области обеспечения информационно-психологической безопасности;
формирование системы обеспечения информационно-психологической безопасности;
координация деятельности органов государственной власти и общественных объединений по обеспечению информационно-психологической безопасности;
определение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения информационно-психологической безопасности;
установление необходимого баланса между потребностью в свободном обмене информацией и допустимыми ограничениями ее распространения;
сохранение единого информационного и духовного пространства Российской Федерации, традиционных устоев общества и общественной нравственности;
развитие и поддержка отечественного производства средств защиты от негативных информационно-психологических воздействий;
развития правосознания и правовой культуры граждан в области обеспечения информационно-психологической безопасности;
обучение населения методам самозащиты от негативных информационно-психологических воздействий, основам безопасного поведения в современной информационной среде;
организация международного сотрудничества в области обеспечения информационно-психологической безопасности.
 
Статья 7. Функции государственной системы обеспечения информационно-психологической безопасности
 
Государственная система обеспечения информационно-психологической безопасности осуществляет следующие функции:
выявление и учет субъектов, осуществляющих негативные информационно-психологические воздействия, и контроль за их деятельностью;
ведение мониторинга негативных информационно-психологических воздействий;
пресечение негативных информационно-психологических воздействий;
подготовка кадров для обеспечения информационно-психологической безопасности с привлечением негосударственных образовательных и научных организаций;
разработка и совершенствование методов и средств выявления и нейтрализации негативных информационно-психологических воздействий, реабилитации лиц, пострадавших от такого воздействия;
организация реабилитации лиц, пострадавших от негативных информационно-психологических воздействий;
организация системы лицензирования, сертификации, экспертизы и контроля в сфере информационно-психологической безопасности;
организация разработки и принятия стандартов в сфере информационно-психологической безопасности;
разработка специальных средств и методов информационно-психологических воздействии для применения в случаях, установленных в статье 16 настоящего Федерального закона;
информирование общественности о деятельности лиц и организаций, нарушающих законодательство в области информационно-психологической безопасности;
содействие разработке и принятию норм международного права в области обеспечения информационно-психологической безопасности.
 
Статья 8. Структура системы обеспечения информационно-психологической безопасности
 
Для осуществления государственной политики в области обеспечения информационно-психологической безопасности в соответствии с заявленными задачами, функциями и принципами формируется государственная система обеспечения информационно-психологической безопасности, которая состоит из органов и организаций обеспечения информационно-психологической безопасности.
 
Статья 9. Органы государственной системы обеспечения информационно-психологической безопасности
 
1. К органам государственной системы обеспечения информационно-психологической безопасности относятся федеральные органы государственной власти, выполняющие в пределах своей компетенции полностью или частично задачи и функции, указанные в статьях 6 и 7 настоящего Федерального закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с делегированными им вышестоящими органами государственной власти полномочиями по обеспечению информационно-психологической безопасности, установленными действующим законодательством.
2. Координацию работ по обеспечению информационно-психологической безопасности осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган по обеспечению информационно-психологической безопасности, который осуществляет также:
организацию лицензирования лиц и организаций, составляющих силы обеспечения информационно-психологической безопасности, и контроль за лицензируемой деятельностью;
организацию сертификации средств и методов информационно-психологического воздействия и контроль за деятельностью по сертификации;
организацию экспертизы в целях обеспечения информационно-психологической безопасности и контроль за деятельностью экспертных организаций (подразделений);
формирование государственного заказа на проведение исследований в сфере информационно-психологической безопасности;
контроль за обеспечением информационно-психологической безопасности в целом;
подготовку ежегодного доклада Президенту Российской Федерации о состоянии информационно-психологической безопасности страны;
информирование органов государственной власти и органов местного самоуправления об угрозах информационно-психологической безопасности и принимаемых мерах по ее обеспечению, о недостатках обеспечения информационно-психологической безопасности, выявленных в ходе контроля. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны учитывать указанную информацию при принятии соответствующих решений в пределах своей компетенции.
3. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган отвечает за формирование системы обеспечения информационно-психологической безопасности и организацию ее деятельности в соответствии с задачами, функциями и принципами, установленными настоящим Федеральным законом.
 
Статья 10. Организации обеспечения информационно-психологической безопасности
 
К организациям обеспечения информационно-психологической безопасности относятся:
головные и ведущие научно-исследовательские, научно-технические, проектные, конструкторские и другие государственные организации, осуществляющие исследования и разработки в области создания методов и средств защиты от негативных информационно-психологических воздействий на психику человека;
учебные заведения по подготовке и переподготовке кадров в области обеспечения информационно-психологической безопасности;
уполномоченные органами государственной системы обеспечения информационно-психологической безопасности организации, осуществляющие отдельные функции по обеспечению информационно-психологической безопасности.
 
Статья 11. Лицензирование в области обеспечения информационно-психологической безопасности
 
1. Лицензирование деятельности организаций, связанной с обеспечением информационно-психологической безопасности, осуществляется органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, по предложениям Федерального органа по обеспечению информационно-психологической безопасности и в соответствии с Федеральным законом.
2. Необходимым условием получения лицензии является наличие сертификатов на средства и методы, используемые при осуществлении лицензируемой деятельности.
3. Государственные органы имеют право на деятельность по обеспечению информационно-психологической безопасности без лицензии в пределах своей компетенции, установленной действующим законодательством.
 
Статья 12. Сертификация средств и методов обеспечения информационно-психологической безопасности
 
Обязательной сертификации подлежат средства и методы обеспечения информационно-психологической безопасности. Перечень таких средств и методов и порядок их сертификации устанавливается Правительством Российской Федерации.
 
Статья 13. Экспертиза в целях выявления негативных информационно-психологических воздействий
 
1. Государственная экспертиза в целях выявления негативных информационно-психологических воздействий осуществляется организациями, уполномоченными Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Государственная экспертиза осуществляется по поручениям органов обеспечения информационно-психологической безопасности, а также в заявительном порядке.
С заявлением на проведение экспертизы вправе обращаться лица, подвергшиеся негативным информационно-психологическим воздействиям, а также лица, действующие в их интересах, в соответствии с гражданским законодательством, в том числе их родственники, доверенные лица, работодатели, общественные объединения.
Если в результате экспертизы выявлено негативное информационно-психологическое воздействие на психику человека, лицу, подвергшемуся такому воздействию, оказывается реабилитационная помощь в соответствии с действующим законодательством.
3. Заключение экспертизы может быть обжаловано в суд или арбитражный суд в установленном порядке.
 
Статья 14. Контроль за обеспечением информационно-психологической безопасности
 
1. Контроль за обеспечением информационно-психологической безопасности на территории Российской Федерации осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по обеспечению информационно-психологической безопасности, федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами самоуправления в пределах их полномочий, а также уполномоченными ими органами и организациями.
2. При осуществлении контроля за обеспечением информационно-психологической безопасности уполномоченные органы проводят регистрацию выявленных субъектов, осуществляющих негативное информационно-психологическое воздействие.
 
Статья 15. Исключительные случаи применения специальных средств и методов информационно-психологического воздействия
 
1. Применение специальных средств и методов информационно-психологического воздействия разрешается органам и организациям, входящим в государственную систему обеспечения информационно-психологической безопасности, в следующих случаях:
1) без согласия субъекта, в отношении которого применяются такие средства и методы воздействия:
в чрезвычайных ситуациях, возникающих во время катастроф природного, техногенного и антропогенного происхождения с целью локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
при проведении антитеррористических и миротворческих операций, в ходе военных действий при отражении внешней агрессии по отношению к государству;
2) с согласия лица, в отношении которого применяются такие средства и методы воздействия:
с научными целями, при проведении исследований в области психики;
при подготовке специалистов, использующих средства и методы воздействия на психику;
при подготовке специалистов, чья деятельность связана с экстремальными и чрезвычайными ситуациями;
при подготовке специалистов по проведению антитеррористических операций;
при подготовке специалистов в области информационной безопасности.
2. Перечень оснований для применения специальных средств и методов информационно-психологического воздействия является исчерпывающим и может быть изменен только Федеральным законом.
 
Статья 16. Международное сотрудничество в области обеспечения информационно-психологической безопасности
 
1. Российская Федерация содействует развитию международного сотрудничества в области информационно-психологической безопасности, включая решение проблем правового регулирования.
2. Международное сотрудничество в области обеспечения информационно-психологической безопасности осуществляется на основе международных договоров и соглашений Российской Федерации.
3. Российская Федерация при осуществлении международного сотрудничества в области обеспечения информационно-психологической безопасности исходит из необходимости защиты психики любого человека от негативных информационно-психологических воздействий и руководствуется следующими принципами:
каждый человек, независимо от его гражданства и местонахождения должен быть защищен от негативных информационно-психологических воздействий;
хозяйственная, научная и иная деятельность на территории государства не должна сопровождаться негативными информационно-психологическими воздействиями на психику человека, находящегося на территории другого государства;
государства обеспечивают контроль состояния информационно-психологической безопасности на основе международно признанных стандартов;
государства оказывают помощь друг другу в целях обеспечения информационно-психологической безопасности людей, находящихся на их территории;
государства способствуют привлечению к ответственности виновных в осуществлении негативных информационно-психологических воздействий.
4. Экспорт и импорт средств и методов обеспечения информационно-психологической безопасности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации на основе специального разрешения, выдаваемого Правительством Российской Федерации.
 
Глава 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
Статья 17. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
 
1. Осуществление негативных информационно-психологических воздействий путем использования специальных средств и методов, равно как и незаконные разработка, создание и распространение специальных средств и методов воздействия влекут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Возмещение вреда, причиненного в результате негативного информационно-психологического воздействия и затрат, связанных с медико-психологической реабилитацией лиц, пострадавших от негативного информационно-психологического воздействия, осуществляется в судебном порядке.
3. Действия (бездействие) органов и организаций, осуществляющих государственное регулирование отношений в области обеспечения информационно-психологической безопасности, а также действия их должностных лиц могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации в административном порядке либо в суд.
 
Статья 18. Финансирование деятельности, связанной с обеспечением информационно-психологической безопасности
 
Деятельность федеральных органов и организаций государственной системы обеспечения информационно-психологической безопасности финансируется за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, выделяемых государственным органам, в соответствии с их ведомственной классификацией.
 
Статья 19. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
 
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Нормативные правовые акты Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в установленном порядке.
3. Статья 14 и пункт 2 статьи 15 настоящего Федерального закона вступают в действие с 1 января 2001 года.
 
Президент
Российской Федерации

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Статья в Википедии Леон Вайнстайн

Обсуждение статьи в Википедия «Вайнстайн Леон»

Гаванская уния или «тайна беззакония» в действии. Часть первая.